Отношения между перевозчиком и пассажиром регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 810.
В соответствии со статьей 80 Устава перевозчики и владельцы транспортных инфраструктур обязаны обеспечить движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременной доставкой багажа и грузобагажа.
Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услуг достоверной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поезда в наглядной и доступной форме (пункты 5 и 6 Правил).
В случае задержки отправления поезда или его опоздание на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригодном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка отправления или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных независящих от перевозчика обстоятельств (статья 110 Устава).
При задержке отправления или опоздания поезда менее чем на один час, а также при использовании пассажиром бесплатных проездных документов (билетов), штраф, предусмотренный статьей 110 Устава, не уплачивается.
До предъявления к перевозчику иска о возмещении ущерба в связи с задержкой или опозданием поезда, пассажиру необходимо в течение 45 дней со дня задержки или опоздания поезда предъявить к перевозчику претензию с предъявлением железнодорожного билета (статья 121 Устава).
Срок рассмотрения претензии перевозчиком составляет 30 дней со дня ее получения.
В случае частичного удовлетворения или отклонения перевозчиком претензии, заявитель (пассажир) вправе обратиться с исковым заявлением о возмещении убытков в связи с задержкой или опозданием поезда в суд.
Также пассажир вправе потребовать возврат полной стоимости билета при задержке отправления поезда, включая сборы, плату за сервисное обслуживание и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денежных средств.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации пассажир имеет право на бесплатный провоз с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места.
Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест, провоз других детей в возрасте не старше двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет (п. 3 ч. 2 ст. 106).
Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными постановлением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 установлено, что один ребенок в возрасте до двух лет перевозится в сопровождении совершеннолетнего или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста при внутренних перевозках бесплатно, при международных – со скидкой в размере девяноста процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, и без предоставления ребенку отдельного места.
Если ребенку в возрасте до двух лет по просьбе сопровождающего пассажира предоставляется отдельное место, то такой ребенок перевозится со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа.
Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест.
Кроме того, при регистрации пассажиров на рейс авиакомпания обязана принять все возможные меры по совместному размещению на борту самолета совершеннолетнего пассажира и следующего вместе с ним ребенка в возрасте до 12 лет (п. 84 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 № 82).
Однако, пассажирам при перелете с детьми необходимо учитывать, что данные требования могут быть невыполнимы при поздней явке на регистрацию в аэропорт в целях обеспечения требований безопасности полетов, согласно которым дети не размещаются у аварийных выходов, а также требований центровки воздушного судна.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим гражданство Российский Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 14 лет и проживающие в Российской Федерации.
Наряду с паспортом документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, может быть иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации.
Перечень таких документов устанавливается Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 889 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее – Положение), которым установлено, что российское гражданство удостоверяют следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за пределами территории Российской Федерации (так называемый «заграничный паспорт»);
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- свидетельство о приобретении гражданства Российской Федерации по рождению, выданное органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации;
- свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом, и печатью МВД России;
- документ, выданный полномочным органом иностранного государства (с переводом на русский язык), с подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации отметкой, проставленной должностным лицом, и печатью МВД России.
Наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации, приобретенного по рождению, может удостоверяться свидетельством о рождении с соответствующей отметкой в установленных случаях (в частности, если в свидетельство внесены сведения о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя либо сведения о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и об отсутствии гражданства у другого родителя).
Кроме того, наличие гражданства Российской Федерации может удостоверяться свидетельством о рождении, паспортом гражданина СССР, удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышами к ним, выданными в соответствии с порядком, действовавшим до 22.11.2023 (п. 7 Указа Президента Российской Федерации № 889; п. 207 Положения).
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
В соответствии со статьей 42 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК), потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства (часть 4 статья 42 УПК РФ).
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее – постановление Пленума) гражданин, потерпевший от преступления против собственности, например, при совершении кражи, мошенничества, присвоения или растраты имущества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия, вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательств на принадлежащие ему нематериальные блага (часть 1 статья 151, статья 1099 ГК РФ и часть 1 статья 44 УПК РФ).
В указанных случаях потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда, в том числе путем предъявления самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства.
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда (часть 1 статьи 44 УПК РФ).
Из части 2 статьи 44 УПК РФ следует, что после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции физическое лицо может заявить гражданский иск о денежной компенсации морального вреда, если данный вред причинен преступлением.
Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором (часть 3 статья 44 УПК РФ).
Иск о компенсации морального вреда, причиненного гражданину непосредственно преступлением, исходя из положений части 1 и 2 статьи 44 УПК РФ может быть предъявлен по уголовному делу после его возбуждения и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
В случае если гражданский иск о компенсации морального вреда, вытекающий из уголовного дела, не был предъявлен или не был разрешен при производстве по уголовному делу, он предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности установленным частью 3 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
С 01.09.2024 устанавливается порядок направления в Ространснадзор уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного и (или) железнодорожного транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 20.11.2023 № 385 (далее – порядок).
В соответствии с порядком уведомление направляется руководителем субъекта транспортной инфраструктуры и (или) перевозчика или иным лицом, имеющим право действовать от имени субъекта транспортной инфраструктуры и (или) перевозчика (далее - заявитель), путем заполнения в личном кабинете электронных форм уведомлений и размещения электронных образов документов не позднее одного часа с момента оформления транспортной накладной, транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов повышенной опасности.
Для подписания уведомления в личном кабинете заявителем используется усиленная квалифицированная электронная подпись в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011№ 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В случае если заполнение и подписание электронной формы осуществляется представителем лица, уполномоченным заявителем для направления уведомления, к представленному для отправки уведомлению прилагается документ, подтверждающий полномочия указанного лица, в машиночитаемом виде.
Уведомление оформляется на русском языке с использованием кириллицы машинописным текстом.
При этом допускается оформление уведомления на английском языке с использованием латиницы.
В свою очередь уведомление должно содержать сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и (или) перевозчике; о лице, назначенным субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, о способе перевозки, маршруте движения, характеристике груза, о грузоотправителе и грузополучателе, о транспортном средстве, задействованном в перевозке груза, о планируемой дате отправки и прибытия груза, реквизитах сопроводительного письма компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и об отметке о поступлении утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и (или) сведения об утвержденном плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 16 лет, не допускается. Ранее такая гарантия была предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
Вместе с тем, пунктами 1, 5-8, 10 и 11 части 1 статьи 81, пунктом 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены исключения, по которым увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя допускается. В их числе, в частности, ликвидация организации, однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, представление подложных документов при трудоустройстве и другие.
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.
Федеральным закон вступает в силу 25.02.2024.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
В соответствии со статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажирам из числа инвалидов на железнодорожных вокзалах предоставляются следующие услуги:
- помощь при передвижении по территории вокзала, в том числе до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении и передвижении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него;
- предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
- допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
- возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по телефону и другие.
Перевозчиками в поездах дальнего следования пассажирам из числа инвалидов предоставляются следующие услуги:
- предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
- провоз собак-проводников при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
Услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика.
При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке.
Указанные услуги предоставляются бесплатно.
Перевозка железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров, являющихся одновременно инвалидами по слуху и зрению, осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.
Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы инвалиды имеют право провозить, не сдавая в багаж, трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг утвержден приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Правила перевозки собак в поездах дальнего следования установлены приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352.
Перевозка в поездах дальнего следования собак допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади, при этом на одном месте допускается перевозка не более двух мелких собак.
Информация о вагонах поездов дальнего следования, в которых допускается перевозка собак, устанавливаются правилами перевозчика и доводится до сведения пассажиров.
За перевозку в поездах дальнего следования мелких собак взимается плата, размер которой устанавливается правилами перевозчика.
В случае оплаты всех мест в купе отдельная плата за перевозку мелких собак, не взимается.
В общем случае питомцы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах и помещаются на местах, предназначенных для размещения ручной клади, таким образом, чтобы исключить возможность нанесения ими вреда пассажирам, работникам и имуществу перевозчика. Размер такого места ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
Собаки, не помещенные в ящики, корзины, клетки, контейнеры, перевозятся в отдельном купе под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой полной стоимости всех незанятых мест по тарифу на перевозку взрослого пассажира без дополнительной оплаты за их провоз, при этом общее количество проезжающих в купе собак и их владельцев или сопровождающих не должно превышать количества мест в купе.
При перевозке мелких домашних животных, собак и птиц их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Возраст ребенка определяется на день начала поездки.
Железнодорожный транспорт
В поездах пригородного сообщения без сопровождения взрослых допускается проезд детей старше 7 лет.
В поездах дальнего следования без сопровождения взрослых допускается проезд детей старше 10 лет, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных организаций.
При подаче заявки на перевозку организованной группы детей и (или) школьников к заявке прилагается список, в котором отдельно указываются руководитель группы и сопровождающие ее лица из расчета не более одного сопровождающего лица на 12 детей и (или) школьников.
Дети в возрасте 14 лет допускаются в поезд дальнего следования при предъявлении свидетельства о рождении или нотариально заверенной копии свидетельства о рождении в течение 90 дней после дня достижения 14-летнего возраста, а также в период срока, необходимого для получения паспорта гражданина Российской Федерации.
Запрещается удаление из поезда ребенка, не достигшего возраста шестнадцати лет, проезжающего без сопровождения взрослых, который не подтвердил оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, или право на бесплатный или льготный проезд, без передачи перевозчиком такого несовершеннолетнего лица сотрудникам органов внутренних дел.
Воздушный транспорт
Дети в возрасте старше 12 лет могут перевозиться воздушным транспортом без сопровождения совершеннолетнего пассажира.
Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.
Возможность перевозки ребенка, не сопровождаемого совершеннолетним пассажиром, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика, необходимо согласовывать с перевозчиком при бронировании.
Несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.
Регистрация пассажиров производится на основании билетаи документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Внутренний водный транспорт
Несовершеннолетние в возрасте старше 14 лет могут перевозиться внутренним водным транспортом без сопровождения дееспособного пассажира.
Перевозка несовершеннолетних в возрасте до 14 лет включительно осуществляется в сопровождении дееспособного пассажира, кроме случаев проезда учащихся, пользующихся внутренним водным транспортом, для посещения общеобразовательных учреждений.
Перевозчик вправе ввести ограничение по минимальному возрасту ребенка, который может быть перевезен на судне, обслуживающем экскурсионно-прогулочный и туристский маршрут.
При посадке на судно пассажир также обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).
Кроме этого, при международных перевозках необходимо учитывать, что в случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе кроме паспорта (в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, внутрироссийского паспорта либо свидетельства о рождении (для несовершеннолетних граждан Российской Федерации, не достигших возраста 14 лет) нотариально оформленное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Действующие правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом и оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров предусматривают, что при посадке в поезд дальнего следования пассажир обязан предъявить работникам перевозчика оформленный проездной документ и документ, удостоверяющий личность, на основании которого оформлен проездной документ.
К документам, удостоверяющим личность, на основании которых осуществляется оформление проездного документа на поезд дальнего следования, помимо прочего, относятся: паспорт гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина; удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет военнослужащих и курсантов военных образовательных организаций; справка об освобождении из мест лишения свободы.
Дети в возрасте 14 лет допускаются в поезд дальнего следованияпри предъявлении свидетельства о рождении или нотариально заверенной копии свидетельства о рождении.
В случае оформления электронного проездного документа пассажир осуществляет посадку в поезд дальнего следования по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ.
Допускается не более одной ошибки в фамилии, имени, или отчестве пассажира, и не более одной ошибки в серии или номере документа, удостоверяющего личность пассажира, указанных в проездном документе.
Контроль за наличием у пассажира проездного документа осуществляется на станции, вокзале и остановочном пункте перед посадкойв поезд дальнего следования, в пути следования поезда дальнего следования.
Если при посадке в поезд или в пути следования пассажир нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров, он может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел.
Пассажир без проездного документа может быть удален из поезда работниками перевозчика.
В настоящее время посадка в поезд дальнего следования на основании представления в электронной форме сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность, не допускается.
Запрещается удаление из поезда несовершеннолетнего лица,не достигшего возраста шестнадцати лет, проезжающего без сопровождения взрослых, который не подтвердил оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, или право на бесплатный или льготный проезд, без передачи перевозчиком такого несовершеннолетнего лица сотрудникам органов внутренних дел.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Федеральным законом от 25.12.2023 № 669-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, частью 5 статьи 14.1.2 КоАП РФ вводится ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа, а также грузов автомобильным или электротранспортом. Штраф для граждан и должностных лиц составит 50 тыс. рублей, для юридических лиц – 400 тыс. рублей. Такое же наказание будет применяться при распространении информации о незаконных перевозках.
Статья 11.14.2 КоАП РФ была переформулирована и теперь будет применяться при перевозке пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих проезд за оплату неопределенному кругу лиц. Сумма штрафа составит 5 тыс. рублей для водителей, 30 тыс. рублей – для должностных лиц и 300 тыс. рублей – для юридических лиц.
Также штрафы в размере 5 тыс., 20 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно применяются к виновным при заключении договора фрахтования с каждым пассажиром отдельно при заказных перевозках.
Кроме того, исключается возможность уплаты штрафа в размере половины его суммы за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.
Изменения вступают с силу с 1 сентября 2024 года.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Росстандартом опубликовано письмо от 29.12.2023 № АК-17946/05, в котором разъяснены особенности оценки соответствия ввозимых физическими лицами единичных транспортных средств не для собственных нужд.
Сообщается, в частности, что на транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, распространяются требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – ТР ТС 018/2011), которым предусмотрено, что единичное транспортное средство может ввозиться на таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом только для собственных нужд.
Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 № 855 (далее – Правила), предусмотрена временная возможность применения упрощенного порядка проведения оценки соответствия таких транспортных средств на период действия режимов временных ограничений. Согласно Правилам единичное транспортное средство – колесное транспортное средство, не оснащенное системами (устройствами) вызова экстренных оперативных служб, ввезенное на территорию Российской Федерации физическими лицами для собственных нужд.
Таким образом, оформление свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства, предусмотренных ТР ТС 018/2011, или заключений об оценке единичного транспортного средства, предусмотренных Правилами, на транспортные средства, ввозимые физическими лицами и задекларированные ими не для собственных нужд, а для других целей, недопустимо и является нарушением требований ТР ТС 018/2011 и Правил.
В случае выявления фактов оформления документов об оценке соответствия с нарушением указанных положений Росстандартом будет рассмотрен вопрос исключения таких документов об оценке соответствия из соответствующих реестров в порядке надзора.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Федеральным законом от 30.01.2024 № 2-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», позволяющие работникам подразделений транспортной безопасности пресекать функционирование беспилотных аппаратов для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Такая защита может осуществляться, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения самих беспилотников.
Порядок принятия решения о пресечении работы дронов и перечень должностных лиц подразделений транспортной безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, будут определяться Ространснадзором по согласованию с ФСБ России.
Изменения вступают в силу с 01.09.2024.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
С 01.03.2024 в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 № 1016, которым вносятся изменения в Федеральные Правила использования воздушного пространства Российской Федерации, упрощающие процедуры организации полётов для гражданских беспилотных воздушных судов (далее – БВС).
Конкретизирован порядок установления запретных зон, зон ограничения полетов (постоянных зон ограничения полетов, временных зарезервированных зон ограничения полетов), постоянных опасных зон и зон полетов беспилотных воздушных судов.
В случаях, когда технические возможности беспилотной авиационной системы, в состав которой входит беспилотное воздушное судно, не позволяют внешнему пилоту вести постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), безопасность полетов других воздушных судов обеспечивается посредством установления запрещения или ограничения использования воздушного пространства.
Указанное положение не применяется в следующих случаях:
- полет беспилотного воздушного судна выполняется в запретной зоне либо зоне ограничения полетов;
- полет беспилотного воздушного судна выполняется при авиационно-химических работах на высотах менее 30 метров от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок.
Под зоной полетов беспилотных воздушных судов понимается часть воздушного пространства над населенным пунктом, предназначенная для полетов беспилотных воздушных судов на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в целях удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и (или) образовательных организаций.
Зоны полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются Минтрансом России по представлению высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Информация о зонах полетов беспилотных воздушных судов публикуется Росавиацией в Сборнике аэронавигационной информации РФ.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Эксплуатируемые для различных целей как юридическими, так и физическими лицами, полёты на беспилотных воздушных судах (далее – БВС) являются деятельностью по использованию воздушного пространства государства и регулируется воздушным законодательством Российской Федерации.
Владельцам БВС важно знать, что использование беспилотного летательного аппарата является потенциальным риском для здоровья и жизни людей, а его столкновение с пилотируемым воздушным судном может привести к авиационной катастрофе с большим количеством человеческих жертв.
Для выполнения полётов на БВС установлен соответствующий порядок использования воздушного пространства, который предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации информации о планируемом полете. Дополнительно, при необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.
На территории Республики Саха (Якутия) Указом Главы Республика Саха (Якутия) от 21.12.2023 № 156 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756» по ограничению использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в Республике Саха (Якутия)» определены соответствующие ограничения на полеты беспилотных гражданских воздушных судов.
В случае несоблюдения воздушного законодательства физические и юридические лица могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
Часть 1 статьи 11.4 КоАП РФ. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 до 150 тысяч рублей; на юридических лиц – от 250 до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 271.1 УК РФ. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
В соответствии с абзацем 8 части 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом действие вышеуказанной нормы не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации или отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.
Руководитель организации и руководитель структурного подразделения организации обладают различным правовым статусом, обусловленным различиями в характере выполняемых данными работниками трудовых функций, существенно различающимся объемом и содержанием их управленческих полномочий.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 № 59-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой», согласно которому не допускается заключение срочного трудового договора по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации. При этом срочные трудовые договоры с работниками, замещающими должности руководителей структурных подразделений организаций, срок действия которых истекает в период с момента вступления в силу настоящего Постановления до внесения изменений в правовое регулирование, - если таковые были заключены при отсутствии иных, помимо абзаца восьмого части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, достаточных к тому оснований, установленных судом, - считаются заключенными на неопределенный срок.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
17 июня 2024 года вступят в законную силу изменения в Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с которыми суда под флагом России, перевозящие пассажиров в целях туризма, смогут без прохождения пограничного контроля заходить в порты или пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря, прилегающих к территориям Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны.
Правила пограничного режима не будут применяться к российскому судну, его пассажирам и членам экипажа при условии направления в пограничные органы уведомления, содержащего сведения о маршруте, пассажирах и членах экипажа судна.
Данные изменения позволят устранить неравенство условий для осуществления туристской деятельности российскими и иностранными круизными судами. Также предлагаемое упрощение будет способствовать дальнейшему развитию круизного туризма на территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Так, в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, стоимостные нормы снижены до суммы, эквивалентной 200 евро (ранее - 1000 евро), весовые нормы остаются прежними - 31 кг.
Кроме того, в отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, указанные нормы для ввоза товаров в Российскую Федерацию теперь составляют: стоимость не более суммы, эквивалентной 500 евро (ранее 1000 евро), и (или) вес не более 25 кг (ранее не более 31 кг).
В случае превышения стоимостных и (или) весовых норм пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров необходимо будет оплатить таможенные платежи в размере 15 процентов от их стоимости в части превышения стоимостной нормы, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения весовой нормы.
При превышении стоимостных и (или) весовых норм товаров, ввозимых в сопровождаемом или несопровождаемом багаже видами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке, необходимо будет оплатить таможенные платежи в размере 30 процентов от их стоимости в части превышения стоимостной нормы, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения весовой нормы.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Лицо нельзя привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование веса брутто одного из товаров, если не увеличились таможенные платежи за партию в целом.
Вывод касается случая, когда совпали такие условия:
- у одной товарной позиции фактический вес оказался выше заявленного, что увеличило размер таможенных платежей по ней, но уменьшило его для другой продукции;
- для всех товаров из партии предусмотрены одинаковые база для исчисления, ставка и состав таможенных платежей.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2024 № 9-П.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта определены Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с указанным законом все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Эта норма означает, что как только пассажир вошел в общественный транспорт тут же подпадает под защиту закона об обязательной гражданской ответственности перевозчика и имеет полное право требовать денежную компенсацию при получении травмы.
Например, женщина получила телесные повреждения в результате резкого торможения автобуса. При этом женщина только зашла в автобус и стояла в ожидании очереди, чтобы оплатить проезд, однако проезд не успела оплатить. Соответственно проездного билета у нее не оказалось.
Для получения страхового возмещения, в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия необходимо придерживаться следующему алгоритму.
В первую очередь о случившемся необходимо сообщить водителю автобуса. Сфотографировать или записать государственный регистрационный номер автобуса, фамилию и имя водителя, номер маршрута, время и место, где находится транспортное средство. При необходимости можно записать фамилии и номера телефонов пассажиров, следовавшие вместе с вами (в дальнейшем могут стать свидетелями и подтвердить факт происшествия). Эти действия необходимы в случае отказа водителя остановить движение автобуса. Если водитель автобуса так и не остановил автобус и не отреагировал на ваше сообщение о получении травмы, то выйдя из автобуса, вызовите скорую медицинскую помощь или обратитесь в больницу для фиксации обстоятельств получения травм и характера повреждений. В больнице не забудьте взять акт медицинского освидетельствования и квитанции об оплате каких-либо услуг или лекарств.
В случае остановки автобуса, попросите водителя вызвать ГИБДД и скорую медицинскую помощь либо сделайте это сами. ГИБДД зафиксирует факт происшествия, а врачи скорой медицинской помощи окажут вам медицинскую помощь.
После этого составляется акт о произошедшем событии, форма которого утверждена приказом Минтранса России от 27.12.2017 № 540 «О порядке оформления документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельства для получения возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» (далее – Порядок). Такая форма акта должна находиться у водителя, при отсутствии акта - пострадавший обращается к организации-перевозчика.
Акт о произошедшем событии составляется в двух экземплярах, один остается у перевозчика, а другой предоставляется потерпевшему в течение пяти рабочих дней со дня его обращения к перевозчику, третий – направляется страховщику, заключившему договор обязательного страхования.
Несмотря на утвержденный Порядком обязательный перечень информации, содержащийся в акте о произошедшем событии, документ может быть дополнен сведениями о мерах, принятых перевозчиком для уменьшения размера возможного вреда, сохранения жизни или здоровья потерпевшего, а также иной информации о произошедшем событии и его обстоятельствах.
Для определения степени тяжести полученных повреждений и установления причинно-следственной связи между травмой и произошедшим дорожно-транспортным происшествием с участием транспортного средства, на котором ехал пассажир, ГИБДД либо страховая компания пострадавшего направляет на судебно-медицинскую экспертизу.
Далее пострадавший обращается в страховую компанию, в которой перевозчик зарегистрировал гражданскую ответственность с заявлением и документами по форме и перечню установленных Указанием Банка России от 19.09.2018 № 4914-У (далее – Указание).
При этом, страховая компания не вправе потребовать от пострадавшего иные документы, не предусмотренные Указанием.
Таким образом, независимо от наличия или отсутствии билета у пассажира в момент аварии с ним все равно заключен договор страхования с момента начала движения транспортного средства. Доказать факт нахождения пострадавшего в автобусе либо в другом общественном транспорте можно любыми способами, в том числе документами о произошедшем событии, обращениями в медицинскую организацию, свидетельскими показаниями и др.
Следует отметить, если у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик и на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ).
В этом случае пострадавший направляет претензию на имя перевозчика с требованием компенсации за причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то пострадавший обращается в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск предъявляется в суд по месту жительства или пребывания пострадавшего, или по месту заключения и исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Исчисление транспортного налога регулируется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно п. 3.4 ст. 362 НК РФ в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором такое транспортное средство было принудительно изъято у его собственника, на основании заявления о прекращении исчисления налога в связи с принудительным изъятием транспортного средства, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
При этом положения п. 3.4 ст. 362 НК РФ применяются только в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием (отчуждением) по основаниям, предусмотренным федеральным законом (например, пп. 1, 6 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изъятие транспортного средства, не влекущее прекращения права собственности налогоплательщика на такое транспортное средство, в частности, признание указанного в обращении транспортного средства вещественным доказательством, не может рассматриваться основанием для применения п. 3.4 ст. 362 НК РФ.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Правительством Российской Федерации 29.12.2023 принято постановление № 2388, продлившее упрощённый порядок ввоза в Российскую Федерацию электронных устройств и оборудования до конца 2024 года.
Постановление об упрощённом порядке ввоза в Российскую Федерацию электронных устройств было принято в мае 2022 года, затем его действие было продлено до конца 2023 года.
Решение направлено на обеспечение потребителей товарами, содержащими оборудование для шифрования (смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, микросхемы и рации).
Упрощённый порядок касается процедуры выдачи разрешительных документов (нотификации) для ввоза указанной продукции, а также их представления таможенным органам.
Обычно для получения нотификации для ввоза в Россию таких устройств или оборудования их изготовитель должен обратиться с заявлением в уполномоченную организацию – Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
Упрощённый порядок допускает оформление нотификации отраслевыми ассоциациями, в том числе Ассоциацией разработчиков и производителей электроники, а также Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).
Также согласно упрощённому порядку исключаются требования о предоставлении таможенным органам сведений о нотификации в отношении ввозимой в страну техники, если такие устройства являются комплектующими для промышленного производства оборудования на территории России. Основное условие – производители оборудования должны входить в перечень системообразующих предприятий, утверждённый правительственной комиссией по повышению устойчивости развития экономики.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2357 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616, постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617).
Постановление устанавливает запрет на закупку пассажирских и грузовых вертолетов иностранного производства. Установлены ограничения допуска к закупкам беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным воздушным судном:
вертолетного типа (код ОКПД 2 30.30.31.130);
самолетного типа (код ОКПД 2 30.30.32.130);
самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой (код ОКПД 2 30.30.32.140);
мультироторного типа (код ОКПД 2 30.30.32.150).
Указанные изменения вступили в силу 29.12.2023.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ «О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации» в часть первую статьи 236 ТК РФ внесены изменения, согласно которым проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение.
Проценты (денежная компенсация) исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи (утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы), в период работы по трудовому договору, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности.
Таким образом, бывший работодатель обязан оплатить пособие по временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Право собственности на судно, строящееся на территории России, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в реестре строящихся судов.
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в соответствующий реестр судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11.8 КоАП РФ).
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Приказом Минтранса России от 07.12.2023 № 407 утверждено Положение об администрации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации (вступило в силу 23.03.2024).
Администрация создается в целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска. Администрация взаимодействует с подразделениями государственных контрольных (надзорных) органов, с руководителем администрации морского порта, капитаном морского порта, капитаном бассейна внутренних водных путей, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, субъектами транспортной инфраструктуры, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также иными органами и организациями.
Полномочия Администрации осуществляются подразделением федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), к территориальной сфере деятельности которого относится пункт пропуска.
Определены также полномочия и функции, осуществляемые Администрацией.
Новосибирская транспортная прокуратура разъясняет
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее – Росздравнадзор) от 15.01.2024 № 39 утвержден Порядок выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню согласно приложению № 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» (далее – Порядок).
Речь идет о товарах медицинского назначения по перечню согласно приложению № 6 к Постановлению Правительства Российской Федерацииот 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации».
Определены, в числе прочего, порядок составления и представления заявления, перечень указываемых в нем сведений и прилагаемых документов, процедура их рассмотрения и выдачи разрешения на вывоз. Разрешение выдается отдельно на каждую партию в рамках одного контракта (договора) поставки.
Выдача разрешения на вывоз отдельных видов товаров медицинского назначения осуществляется Росздравнадзором на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, представленного в Росздравнадзор в бумажном виде с приложением документов, указанных в пункте 4 Порядка, на электронном носителе или через автоматизированную информационную систему Росздравнадзора.